Есть ли место на мировом рынке отечественным нефтесервисным компаниям?Станислав Великий, коммерческий директор ГК "Римера" (нефтесервисный дивизион Группы ЧТПЗ):– Отечественные компании, по нашей оценке, занимают более 10% мирового рынка в сегменте механизированной добычи нефти. У российских нефтесервисных компаний хорошие перспективы – они конкурентоспособны и мало в чем уступают мировым лидерам, так как обладают очень высоким уровнем компетенций. В первую очередь это связанно с тем, что фонд скважин УЭЦН и ШГН в России – один из самых больших в мире и нефтесервисные компании имеют опыт обслуживания нефтедобывающего оборудования на месторождениях с различными особенностями и условиями добычи. Помимо этого, определенные экономические условия последних лет – санкции и ограничение импорта технологий зарубежных компаний дали возможность российским нефтесервисным компаниям активно развиваться, внедрять новое оборудование и расширять спектр услуг, которые востребованы и в других странах.Выход на внешние рынки привлекает российские нефтесервисные компании еще и потому, что страны с большими запасами нефти относительно экономически свободны.Есть и сложности – работа в зарубежных странах требует серьезных вложений в инфраструктуру: это строительство или аренда сервисной базы, закупка оборудования, наем персонала. Кроме того, принципы и методы нефтедобычи в странах дальнего зарубежья все же несколько отличаются от российских, и отечественным поставщикам оборудования и услуг нефтегазовой отрасли нужно научиться играть по их рыночным правилам.Однако конкуренция на российском нефтесервисном рынке с каждым годом усиливается, и выход на экспорт позволит независимым поставщикам оборудования и услуг в нефтегазовой отрасли обеспечить собственное стабильное развитие.